И называется она Чебаки. От Асбеста совсем недалеко была.
Целью нашего поискового маршрута должна была стать старинная деревня Чебаки. Расположена она была в Сухоложском районе, восточнее озера Беткулово. На сегодняшний день ее на местности нет. На озере Беткулово мы бывали не раз, но с западной стороны. Подъезд к озеру в этом месте представляет определенные трудности, поэтому в большинстве случаев мы добирались сюда пешком. А вот с восточной стороны, как нам рассказали, можно подъехать к самому озеру.
Инициатором, проводником и вдохновляющей силой как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н. Рубцов. Вторым участником шел бывший житель деревни Чебаки Вячеслав Борисович Билюшов - наш проводник. И третьим - автор этих строк.
До села Светлого мы доехали на автомобиле по асфальтированной дороге. Дальше пошла грунтовая, которая буквально через полкилометра перешла в обычную полевую дорогу.
Вот отсюда отрывались прекрасные пейзажи во всех направлениях. Наш проводник рассказывал где находились поля, каждое из которых имело свое название, лесные колки, которые тоже именовались в определенном порядке. Поведал нам, где было много грибов и ягод, где росла малина, в каких перелесках в былые времена было много зайцев и с какой стороны приходили к деревне волки.
Первая наша остановка была на большом бугре посредине полей. Здесь в советские времена был небольшой поселок, в народе носивший название «Цыганский».
Название напрямую связано с реформами социалистического периода. В 50-е годы ХХ века приняли решение о переводе цыганского населения на оседлый образ жизни. Им построили дома и приучали к сельскохозяйственным работам. Но цыгане ходили по соседним деревням, занимались попрошайничеством, гаданием и ворожбой.
На момент строительства в поселке были бараки и жилые дома-двухквартирники, баня и небольшая мельница. Но к 1960 году в поселке осталось несколько домов, цыган уже не было, а в домах селили учащихся ремесленного училища, которых привозили из Асбеста на уборку урожая.
В деревне Светлой остался только один цыган, которого все звали дядя Ваня, работал он с лошадьми на конном дворе. Участвовал в скачках, которые ежегодно проводили на ипподроме в Сухом Логу.
Далее наш путь проходил по полям. С левой стороны в далеком перелеске, по словам нашего проводника, в прошлые времена располагалась овчарня, там разводили овец. В восточном направлении за кромкой полей, был большой пчельник. А мы остановились на очередном возвышенном месте, недалеко от развилки полевых дорог.
Мимо проехал колесный трактор, который конечно может проехать везде, затем проехала легковая машина. В кузове машины стояли ульи, видимо их везли для установки в отдаленном участке леса. Где-то здесь недалеко от озера, на кромке лесного массива, местный предприниматель держал пасеку.
А мы, стоявшие на высоком месте, осматривались по сторонам. Именно здесь на пологих склонах, которые виднелись рядом с нами, была старинная деревня Чебаки.
Для справки:
Деревня основана в ХYIII веке. Просуществовала до 1974 г. Как считали местные жители, деревня располагалась в глухом месте. Но через нее проходила старинная дорога от села Рудянского, через Знаменское на село Грязновское. Именно по этой дороге в 1918 году, со стороны села Знаменского пришла новая власть в виде Красной конницы.
В послевоенный период в деревне было тридцать восемь дворов. Семьи в тот период были большие, меньше троих детей не было. А в некоторых семьях было по семь, восемь детей. Работала школа, с двадцатью учениками младших классов, была библиотека, магазин, клуб. В деревне была кузница и мельница. Сушка для зерна с каменным полом. Электрическая линия проведено от села Светлого в 1955 году.
Население занимались сельскохозяйственными работами. До 60-х годов ХХ века в деревне был колхоз Ильича. Впоследствии в виду укрупнения, населенный пункт был присоединен к селу Знаменскому и стал назваться совхоз «Путь к коммунизму».
В деревне была ферма, более 100 голов крупного рогатого скота и недалеко от деревни летний лагерь для скота от Знаменки. На озере Беткулово разводили уток. На конном дворе содержали около сотни голов лошадей.
В 1967 году в деревне уже оставалось всего пятнадцать дворов. В 1971 году в деревне остался последний житель Кокнаева Ефросинья. Она целый год жила в деревне одна. После того как она уехала, на территории деревни оставался целым один дом. Дом кузнеца, который стоял далеко в поле, но впоследствии его сожгли.
На старых картах есть обозначение, что кроме озера Беткулово, которое можно считать крупным, в северо-восточном направлении было два небольших озерца. Одно называлось Чебаки. Второе было намного меньше и не имело названия.
Современные старожилы такой информации не знают. Но рассказывают, что действительно в том направлении были два небольших озера, которые они называли Большое и Маленькое. Потом на этом месте были проведены мелиоративные работы, и после осушения площади на всей территории обустроены покосы.
Глядя на раскинувшиеся перед глазами поля, понимаешь что сейчас, ни чего не напоминает, что здесь на протяжении двух столетий, было большое поселение. На сколько хватает глаз, плавные рельефы полей и лишь вдалеке виднелся одинокий тополь. Около этого тополя был дом кузнеца.
А прямо перед нами, когда то был магазин, вон там располагалась школа и вправо от нас, в западном направлении уходила целая улица с жилыми домами.
На старом архивном плане в центре деревни обозначена часовня. Предварительно Владимир Николаевич занес в навигатор координаты и вот теперь на месте, включили прибор и он показал, что стоим мы в десяти метрах от некогда существовавшей часовни. Значит, чуть дальше был клуб и за ним мельница, работавшая от дизельного двигателя.
Все это нам рассказал Вячеслав Борисович, который отлично помнил все местные строения. И конечно, мы прошли на место, где когда то был его дом.
Когда мы застыли у дороги и наш проводник, сняв шапку, стоял на месте родного дома, где то далеко сзади «заголосили» журавли. Их гортанные крики слышны отчетливо и эти звуки как вечная музыка природы, как воспоминание о далеких годах, о счастливом детстве, о родителях, о той далекой жизни, что стала уже историей.
Александр Копырин, краевед, член Русского географического общества
|