Правовая инструкция
Не секрет, что все российские регионы перешли на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).
История вопроса
Старт этой «мусорной» реформе был дан ещё в 2006 году, затем её реализация была отложена в связи с неготовностью большинства субъектов РФ к грядущим переменам. В настоящий момент позиция федерального центра предельно жёсткая и почти однозначная: больше никаких проволочек ни для кого, кроме, возможно, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые вновь оказались не готовы к переходу на новый порядок обращения с ТКО.
Обещания и результаты
По словам идеологов реформы, грядущие перемены принесут окружающей среде и населению исключительную пользу. Однако в субъектах РФ, поспешивших внедрить новую систему обращения с коммунальными отходами, ситуация с экологическим состояние территорий изменилась с точностью до наоборот, а кое-где – в том же Челябинске – стало просто катастрофическим.
Что касается населения, то оно получило от «реформы» только увеличение суммы коммунальных платежей за вывоз ТКО, по факту составившее далеко не 10 %, как ранее обещали чиновники. В ряде регионов стоимость вывоза ТКО уже превысила сумму 500 рублей с человека в месяц, в некоторых перешагнула планку в 1000 и более рублей.
Вы можете сэкономить!
На этом фоне способы уменьшить размер платежа за вывоз ТКО приобрели повышенную привлекательность для населения, чем активно стали пользоваться политики, чиновники, общественные объединения, управляющие компании, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы.
Каким образом? В первую очередь – пропагандируя среди населения идею раздельного сбора и накопления отходов.
Аргументы тут используются самые разнообразные – от «мировой опыт развитых стран» и «поможем планете» до гарантий снизить стоимость платы за вывоз коммунальных отходов в случае их сортировки силами жителей. При этом для большей убедительности граждан заверяют, что 99 % российского населения уже готово приступить к сортировке отходов прямо на своих кухнях.
Под информационным давлением СМИ и перед заманчивой перспективой сэкономить на одной из статей коммунальных платежей граждане понемногу стали соглашаться с предложениями коммунальщиков перейти на раздельное накопление коммунальных отходов. Однако в процессе перехода на очередные инновационные рельсы оказывается, что сделать это не так-то просто.
Создание внутридомовой инфраструктуры
Выясняется, что для начала необходимо создать во дворе жилого дома необходимую инфраструктуру – естественно, не за счёт средств федерального, регионального, местного бюджета или инвесторов, а за счёт целевых взносов граждан.
Что обычно предлагается сделать?
Вот стандартные минимальные требования:
- Возвести новую контейнерную площадку или реконструировать существующую.
- Устроить водонепроницаемое покрытие (асфальт, бетон).
- Обеспечить защиту от атмосферных осадков.
- Выполнить ограждение.
- Оборудовать вход домофоном или замком для исключения доступа к контейнерам жителей других домов.
- Обеспечить всех жителей брелоками или ключами от контейнерной площадки.
- Приобрести новые контейнеры.
Разумеется, всё это придётся оплатить из дополнительных взносов жильцов означенного дома, но многих это не останавливает, поскольку сумма обещанной экономии за год составляет от 100 000 до 400 000 рублей.
Где же экономия?
Итак, деньги собраны, все требуемые работы выполнены, жильцы с нетерпением ждут обещанной экономии. Но месяц проходит за месяцем, проходит год – и ничего. Никакого снижения затрат на оплату коммунальных платежей не наблюдается.
В чём дело?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно сначала задать вопрос уточняющий: кому выгодно организовать раздельный сбор и накопление отходов силами населения безвозмездно, то есть даром? Говоря кратко, «Cui prodest?» (кому выгодно, лат.). И сделать это надо до того, как большинством жителей будет принято решение слепо идти на поводу у инновационно-ориентированных коммунальщиков.
Кому выгодно?
Список сторон, финансово заинтересованных в переходе на раздельный сбор и накопление ТКО, весьма краток:
- Перевозчик отходов.
- Владелец полигона.
- Управляющая компания (УК), товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо жилищно-строительный кооператив (ЖСК).
Список исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит – по крайней мере, в России жителям многоквартирных домов в обозримом будущем в нём точно нет места.
И в чём же интерес каждого из перечисленных участников процесса обращения с твёрдыми коммунальными отходами?
Перевозчик отходов
Компания-перевозчик заинтересована в том, чтобы перевозить не «воздух» в виде той же ПЭТ-тары и прочей полимерной упаковки, доля которой в контейнерах для сбора ТКО может достигать 50 % и более от общего объёма при весе менее 5 %, а нагружать мусоровозы более тяжёлыми фракциями для достижения максимальной рентабельности перевозок.
Например, популярные в России мусоровозы Scania в стандартной 4-х колёсной комплектации имеют грузоподъёмность до 11 тонн (120 кубометров). Несмотря на высокую степень сжатия отходов встроенной системой прессования (1:7), за 1 рейс такой мусоровоз в состоянии перевезти порядка 5 тонн несортированного мусора. Исключение уже одной только ПЭТ-тары из общей массы загружаемых в мусоровоз ТКО позволяет за 1 рейс перевезти в 2 раза больше отходов. В этом случае достигается существенная экономия на ГСМ, времени погрузки и амортизации оборудования.
Владелец полигона
Заинтересован в уменьшении объёма поступающего к нему «воздуха» в виде той же ПЭТ-тары, всевозможного пластика, картона и бумаги.
Причина: для каждого полигона ещё до начала его строительства определена мощность и максимальный срок эксплуатации, после чего он подлежит закрытию и рекультивации. Мероприятие это весьма затратное, в общем случае включает в себя засыпку всего полигона слоем чернозёма толщиной около 2 м, внесение минеральных удобрений, высадку многолетних трав, саженцев деревьев, а также продолжительные мониторинговые исследования состояния окружающей среды (воздух, подземные воды) в границах и за пределами бывшего полигона.
Поэтому каждый владелец полигона заинтересован в максимальном продлении периода эксплуатации этого сложного и дорогостоящего объекта.
Коммунальные компании
УК, ТСЖ и ЖСК имеют свой коммерческий интерес в раздельном накоплении твёрдых коммунальных отходов силами жильцов, который заключается в извлечении прибыли от реализации востребованных фракций отходов компаниям-переработчикам.
Именно по этой причине коммунальщики так заинтересованы в сборе той же ПЭТ-тары, которая сравнительно легко находит сбыт в большинстве регионов, металлолома, с реализацией которого вообще нет никаких сложностей, а также отходов бумаги и картона. За год прибыль от реализации такого востребованного утильсырья вполне может принести УК, ТСЖ или ЖСК несколько сотен тысяч рублей.
Вот только это не экономия в буквальном смысле этого слова, а прибыль юридического лица, обслуживающего многоквартирный дом, которую оно вправе использовать по своему усмотрению – от выплаты премий работникам до установки малых архитектурных форм.
Чаще всего на вопрос «На что израсходованы деньги от раздельного сбора коммунальных отходов?» жильцам отвечают «На более дорогие материалы для ремонта и отделки», «На оплату более квалифицированных работников» или просто «На содержание дома».
Вывод
Раздельный сбор и накопление твёрдых коммунальных отходов силами жильцов многоквартирного дома – занятие благородное и морально поощряемое всеми, кто так или иначе финансово заинтересован в этом процессе. Гражданам, сортирующим свои отходы на кухнях по отдельным пакетам или вёдрам никакой финансовой выгоды для себя ждать не следует.
Но ведь все говорят, что сортировка отходов и их раздельное накопление выгодно жителям? Как же им не верить?
Ответ на подобный вопрос был дан в поговорке:
«Все говорят, что спорт – это здоровье. Однако, если бы это было так, то у каждого еврея на балконе давным-давно был бы оборудован свой личный маленький стадион».
Истчник
|